Границу переходил долго.
С монгольской стороны организовано все бестолково и времени заняло больше 4-х часов, с российской пропустили довольно быстро, но весь переход границы занял около шести часов, пока я, наконец, не выехал на Чуйский тракт.
Следующая точка моего маршрута – озеро Гейзерное. Ранее я три раза проехал мимо него, так ни разу и не посмотрев и сейчас намерен исправить ошибку.
Это озеро приватизировала местная турбаза, обнесли его забором, сделали для прохода удобный настил и собирают с желающих по 100 рублей за эти удобства.
Я заночевал в машине на стоянке возле турбазы, а утром, только открыли проход, стал первым посетителем.
Ну что сказать? Несколько родников наполняют небольшую яму с голубым гипсовыми отложениями на дне. Вкупе с зелеными водорослями смотрится это необычно. За сто рублей можно сходить посмотреть эту разрекламированную достопримечательность.
Не менее эффектно смотрятся и месторождения монет в вытекающих из озера ручьях…
Про красоты Чуйского тракта я писал уже не раз, да и не только я. Чуйский тракт великолепен, и прокатиться по нему – одно удовольствие. Я ехал не спеша, наслаждаясь хорошей дорогой и шикарными видами.
В Барнауле делаю ТО машине у официального дилера, к которому я записался, когда еще ждал очереди на границе, как только появилась российская связь.
Дальше мой путь лежит на Малиновое озеро. Я думал будет бабье лето, я поставлю в сосновом бору на берегу озера палатку и повялюсь пару дней… Но временами лил дождь, а МЧС прислало смс-ку об ожидаемых заморозках до -2. Пришлось опять ночевать в машине. Озеро, видимо от дождей, потеряло свою малиновость. Я погулял по сосновому бору, поел облепихи, да и поехал дальше.
В Рубцовске снял квартиру, постирался, выспался, посчитал свой дальнейший путь.
Границу с Казахстаном перешел в субботу и в воскресенье утром был в Семипалатинске (Семей).
Мне нужно было поменять рубли на тенгэ, но оказалось, что в воскресенье банки в городе не работают. Я побродил по Семею, потыркался в закрытые двери банков, и решил повторить монгольский опыт – пошел искать валютчиков на местный рынок.
Казахстан похож на Россию конца 90-х… Такие же оживленные рынки где торгуют всем, чем только можно, шифрующиеся непонятно от кого валютчики… Я спросил у охранника на воротах и тот сразу указал мне на машину, в которой сидела пара человек. Я подошел, спросил, они, озираясь по сторонам, быстро поменяли мне нужную сумму. Ну точно как у нас в 90-е…
Следующая точка моего маршрута – Семипалатинский ядерный полигон, а конкретнее – озеро Чаган.
В сторону озера ведет дорога с асфальтом средней убитости, а потом еще километров пять грунтовки по степи.
Когда-то там, в степи, хотели делать хранилища для пресной воды, и в планах было взорвать 40 бомб и получить 40 озер. Но в результате взорвали лишь одну водородную бомбу, и получилось озеро, которое ученым не понравилось, т.к. вышло слишком грязным, и от идеи взорвать еще 39 бомб – отказались. В озеро же, ради эксперимента, запустили около 700 видов всякой водной живности. Кто-то сразу погиб, но некоторые выжили и развились.
Я перед поездкой читал в интернете, что в этом озере на блесну клюет кто-то кто рвет лески и ломает спиннинги. У меня было большое желание посмотреть и подразнить его блесной.
Озеро впечатляет своим происхождением. Стоит подумать какой огненный ад породил такую воронку… аж нехорошо становится.
На окружающем воронку поле, в радиусе метров пятисот, валяются огромные валуны, которые были вырваны взрывом, заброшены в облака и падали с неба. Между валунами, то тут то там, на земле виднеются странного вида проплешины лишенные травы – разного размера, иногда вспученные буграми. Что это я так и не понял, но в Сталкера в свое время поиграл и подходить к этим аномалиям не решился.
Если кто-то объяснит происхождение таких проплешин и холмиков – буду признателен. Моя же версия - это места куда упали радиоактивные частицы. В результате воздействия радиации в этом месте не растет трава, а так как землю не держат корни травы, то она со временем и приобретает такую структуру. Но это не точно. Не знаю, но очень хотелось бы узнать.
Пока я лазил по отвалам, подъехал на мотоцикле местный пастух и рассказал мне новейшую историю этого озера. Оказывается, два года назад, где-то на глубине, прорвались грунтовые соленые воды и озеро за короткое время стало соленым как море. Монстры, пережившие радиацию, пережить такое засолонение не смогли и все сдохли.
- На берегах во-от такие сазаны валялись! – пастух живописно раскинул руки в стороны.
- А теперь все, ничего нет вообще. Уж два года как..
С рыбалкой я здесь тоже обламался. Да и облучаться как-то не очень хотелось, и я поехал дальше.
С тех пор как я был здесь три года назад, дорогу от Семея до Талдыкургана почти сделали. Процентов на 80. Хороший асфальт часто прерывался объездами по грунту, и в общей сложности таких объездов набралось километров на сто.
Границу с Киргизией перешел быстро. Это вообще самая простая граница в Средней Азии. Казахи почти не проверяют, стараются выпнуть со своей территории побыстрее, а киргизам и подавно ничего не надо – «открой бардачок, все, езжай».
Иссык-куль произвел двоякое впечатление. Вода солоноватая, озеро пресным не назовешь. Как море. Только это не море. Если хочется моря, надо ехать на море, куда-нить в Грузию например… А тут… Большой соленый водоем, да еще и киргизы кругом с местным колоритом. В общем я ожидал большего.
Но когда нашел песчаный пляжик и залез в воду купаться – было просто здорово.
Вообще, Киргизия – самая русифицированная страна в Средней Азии, хоть и не имеет с Россией общих границ. Почти все надписи продублированы на русском, почти все население говорит, или хотя бы понимает по-русски. И все хорошо относятся к русским, что скорее всего потому что среди туристов преобладают русские.
Я зашел в магазинчик купить магнитик. Хозяйка магазина, когда я спросил, есть ли магнитики, порылась, достала из под прилавка и протянула мне – «Вот, последний. Это вам подарок» На мой удивленный взгляд пояснила: «Сезон закончился, это последний. Будете смотреть на него, и вспоминать наш магазин»
Пришлось сходить к машине и достать из заначки свой магнитик «Счастье не за горами» и подарить ей. Расстались мы очень довольными друг другом.
Посетил местную достопримечательность музей петроглифов под открытым небом. Большое поле – вроде как бывшая взлетная полоса, завалено камнями свезенными сюда со всех окрестностей Иссык-Куля. На некоторых из них есть рисунки и очень старые и вполне современные. Побродить среди них и поглазеть было интересно.
Дальше мне надо было пересечь Киргизию до города Ош, где есть единственный автомобильный переход в Узбекистан. Дорога в ту сторону всего одна и идет по горам, через живописный перевал Тоо-Ашуу.
По ней я уже ездил в прошлое мое путешествие, но все равно, получил незабываемое удовольствие. Места там брутально-красивые.
<<< Часть 2 - Домой - Часть 4 >>>
|