Вход

Еще не зарегистрированы? Зарегистрироваться

BКонтакте:

Отправить ссылку в:

Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру Поделиться ссылкой в Одноклассниках

 
Если Вы заметили в тексте ошибку, Вы можете сообщить мне о ней. Для этого выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter 

Семь озер ч.4 | Печать |

Пограничный переход в Оше – самый трудный и долгий наверное во всей Средней Азии.

Сначала часов на шесть очередь, в которую азиаты лезут, стоит только немного зевнуть и оставить место между собой и впереди едущей машиной. Потом досмотр, при котором перетряхивают все вещи, заглядывают в каждую дырку, а в конце, собака скачет грязными лапами по салону и вещам в поисках наркотиков… Жуть. На переход границы ушел целый день и к вечеру я выехал за шлакбаум.

 

Пока стоял в очереди, стал подбивать деньги и вдруг понял, что попадаю в неприятную ситуацию – денег катастрофически не хватает. Наличка есть только на бензин до Бухары. И все. А российский безнал в Узбекистане не работает - Россия под санциям. Деньги с карт не снять. Границу перешел с нехорошим предчувствием грядущих проблем.

С узбекской стороны границы встречает толпа людей, множество торговцев, таксисты и прочие непонятные личности. Я бросил машину на обочине и пошел по толпе.

У одного местного паренька, торгующего сим-картами, спросил, кто может помочь снять деньги с российской карты? Он мне ответил, что теоретически может и сам, карта есть, но мало узбекских денег. Поэтому мне лучше поискать в толпе Даврона-валютчика. Он поможет.

Даврон оказался каким-то ушлым узбеком, говорящим по-русски, он нашелся в толпе таксистов и прочих непонятных личностей. Он быстро поменял мне оставшуюся наличку на местные сумы. На вопрос обналичить деньги с российской карты, ответил: «сейчас что-нибудь придумаем»

Задача вырисовывалась такая – я перевожу через Сбербанк-онлайн деньги на какую-нибудь карту какому-нибудь узбеку, а он мне отдает наличные сумы…

Опять флешбеки из 90-х… Вечер, стемнело, торговые ряды. Толпа каких-то смуглых людей говорящих на непонятном языке, дым сигарет, я пытаюсь перевести деньги на одну карту, потом на другую, третью… переводы запрещены. Мне суют в руки еще карту, пробуем по имени получателя, по телефону… ничего не получается. Наконец Даврон разводит руками «Извини, брат, все что мог. Больше не знаю что делать»

Меня уже начинает одолевать отчаяние. Я остался без денег в Узбекистане… И тут вспоминаю еще один шанс, последний – тот паренек, продающий симки, у него же вроде тоже карта была. Пошел к нему. Его зовут Сардорбек и да, у него есть российская карта Сбербанка. Он может помочь попавшему в ситуацию русскому, но у него нет узбекских денег, чтобы поменять мне на безнал.

- Приходи завтра, может я наторгую сколько то. Выручу, поменяю. – Говорит Сардорбек.

Я согласен и на это, собрался уже пожить здесь денек-другой, как к нам подошел Даврон:

- Сколько тебе надо денег?

Мы посчитали, прикинули, бензин, покушать, сувениры… примерно 2 миллиона сумов.

- Хорошо, жди. – Сказал Даврон, вышел  в темноту и скоро вернулся с пачкой денег. Он отдал ее пареньку, о чем-то с ним переговорил на своем и кивнул мне:

- Переводи деньги.

Как я понял, Даврон занял деньги Сардорбеку, чтобы тот смог меня выручить. Я перевел рубли на российскую карту Сардорбеку и он отсчитал мне сумы.

Заталкивая пачку купюр в карман, я был просто счастлив и очень благодарен этим парням. Все. Я снова живой и я еду дальше!

Пока я шел к машине, ко мне подходили люди и спрашивали: «Ну как, брат, у тебя все получилось?» Я улыбался, жал им руки и говорил: «Спасибо парни, все нештяк!»

 

Спать не хотелось. Я прошел по рядам и тут мне еще и предложили бесплатную сим-карту. У них акция у местного оператора – туристам карты бесплатно. Показал загранпаспорт и получил 30Гб интернета. Да это просто праздник какой-то!

На радостях я поехал в поселок заправиться. Надо сказать, что в Узбекистане все ездят на газу и бензиновые заправки встречаются редко и бензин на них чаще 80-й. Поэтому, если есть возможность заправиться – надо заливать бак под пробку.

Навигатор показывал наличие в поселке трех заправок. Но на месте двух оказались кусты и заросли конопли, а третья оказалась в состоянии, то ли сноса, то ли капитального ремонта. На ней была всего одна колонка с 92-м бензином и какой-то, не говорящий по-русски узбек.

Увидев русского, он что-то проорал в темноту и из вагончика, видимо служащего офисом, вышел хозяин заправки – весь в строительной пыли мужик, но сносно говорящий по-русски. Он сказал, что бензин отличный (впоследствии так и оказалось), российского производства, и я решил заправить бак и наполнить канистры.

Взял 70 литров, расплатился с заправщиком и собрался уже уезжать, как из вагончика ко мне опять выбежал хозяин заправки. Он протянул мне пачку моих же денег, которыми я только что расплатился, и сказал:

- На, возьми, это твое. Нам чужого не надо.

Я недоуменно остановился. Он возвращал мне мои деньги. Но мне тоже чужого не надо и я попросил объясниться. С чего это вдруг такая щедрость?

Оказалось что я лошара. Когда расплачивался, я перепутал купюры по 10000 и купюры по 100000. Расплатился сотенными как десятитысячными и отдал заправщику на полмиллиона больше. Тот, так как по-русски нибельмеса, отнес их хозяину.

- Откуда ты, брат? – Спросил меня хозяин заправки.

Я рассказал откуда еду, где уже побывал, куда собрался… Он позвал меня к себе в вагончик:

- Пойдем, брат, чаю попьем! Хочешь зеленый? Или черный? А может кофе? Пойдем, посидим, чаю выпьем!

Я вежливо отказался. Поблагодарил за «сдачу» и уехал.

Я ехал и думал… Узбеки меня реально удивили и порадовали. Ведь за прошедший вечер было столько возможностей обмануть одинокого лоховатого русского… И ведь нет. Все по-честному. По человечески… От души.

 

«Может это мои 100кг веса и нефотогеничная рожа стимулируют людей быть со мной честными и дружелюбными?» - спросил я в вайбере своего друга.

«Нет, Леха» - ответил он. «Просто рядом с тобой были хорошие люди».

 

Я ехал и думал. Надо было с теми узбеками чаю попить. Надо было. У меня ведь и лепешка купленная есть и конфеты… Внес бы свою лепту к столу и посидели бы, пообщались. Может друзей бы в Узбекистане обрел… Чего отказался, дурак?

Жаль, что интроверт такие вещи понимает задним умом. Очередная ошибка.

 

Я ехал по Узбекистану и наслаждался всем. Солнечной погодой, хорошей дорогой, сладким дыней, прекрасными видами за окном.

Трасса, пересекающая Узбекистан с запада на восток, сделана из бетонных плит и ровная как взлетная полоса. Это обусловлено тем, что летом здесь жуткая жара и асфальт плавится. Ограничение по скорости 100км\ч, много камер, но я не грубил, ехал не спеша. Останавливался в поселках, бродил по улицам, смотрел, как живут местные…

За время движения по автомагистрали полиция меня останавливала три раза. Каждый раз я доставал документы, но полицейский приветливо махал рукой: «Ничего не надо! Просто отдых пять минут. Через пять минут можно ехать дальше. Счастливого пути!»

Нигде такого не видел. Понятно, что у них инструкция такая. Но такая забота выглядит мило.

Доехал до Самарканда, но оказалось что все основные дороги в городе перекрыты - В Самарканде в рамках фестиваля «Challenge Samarkand» проходит международная гонка по триатлону.

Пришлось оставить машину на окраине, в каких-то дворах, и идти в центр пешком. Я шел исправлять ошибку своего прошлого путешествия – смотреть могилу Тимура Тамерлана.

Мавзолей Гур-Эмир находится в самом центре Самарканда, и навигатор вел меня к нему кратчайшей дорогой – узкими кривыми улочками между частных домов. Интересное путешествие, колоритные виды.

Про гробницу Тамерлана есть байка, что было предсказание (якобы было написано на крышке) что когда ее вскроют, из нее вырвется дух великого воина и погибнут миллионы. Гробницу один раз вскрывали. В июне 1941 года.

Все это, и сам очень красивый мавзолей, создают сильное впечатление.

Еще одно место, которое я хотел посетить в Самарканде – его рынок. Но в связи с соревнованиями и рынок оказался закрыт. Торговцев в нем было совсем немного, я побродил, поел в какой-то забегаловке очень вкусного мяса и попил свежевыжатого гранатового сока. Обалденная вещь! Сок из перезревших на узбекском солнце гранатов - потрясающе вкусно. Погуляв по Самарканду, намотав более 12 километров, я вернулся к машине.

Следующей точкой моего маршрута должна была быть Бухара. Я хотел посетить в Бухаре «блошиный рынок» посмотреть торговцев антиквариатом и, быть может, прикупить какой-нибудь сувенирчик.

Но перед Бухарой, где-то в Навои, я заправился и, похоже, мне вместо 92-го, все-таки впарили 80-й бензин. Это не точно, но другим я объяснить поведение машины не могу. Она стала ехать только на низких оборотах. Стоило немного нажать на педаль газа как двигатель «затыкался», мгновенный расход увеличивался до 25-28 литров, но обороты не росли и мотор почти глох. Ни о какой езде по городу не могло быть и речи.

Я испугался. Заглохнуть где-то в центре Узбекистана, где все ездят на газу, а Лада Вест и в глаза не видели… Ситуация вообще не из приятных… И я решил потихонечку, пока едет, двигаться к границе.

Но когда я проехал Бухару, все прошло так же резко, как и началось. Мотор опять заработал как часы. Я локтем перекрестился, но возвращаться в Бухару уже не стал и двинул дальше.

Дальше мой путь лежит мимо Газли и Нукуса между двух великих пустынь – Кызыл-кума и Кара-кума. Бетонная автострада, палящее солнце, от горизонта до горизонта пески и мелкие колючки. И так тысяча километров. Время от времени вдалеке, в пустыне, появляются силуэты газодобывающих заводов, газ – основной источник дохода и энергии Узбекистана.

Пустыня не безжизненна. Я думал там голые пески, но это не так. Растительности довольно много и она интересная.

Очень красивые цветы, но так как растут под палящим солнцем, они как будто восковые на ощупь, и так же как воск – глянцевые, блестят на свету и с хрустом ломаются в руках.

Недалеко от Нукуса я заметил в стороне от трассы интересную гору – как будто корона одета на высокий холм. К ней вела грунтовая дорога и я свернул посмотреть. Это оказалась Чилпык-Кала. Погребальная башня возрастом 2000 лет. Когда-то сюда стаскивали умерших со всей округи, скармливали птицам, кости измельчали, смешивали с глиной и с каждым умершим погребальная башня становилась все выше…

Когда я, запыхавшись вскарабкался на нее, у меня крутилась одна мысль: «Древние… делать вам было нефиг строить в пустыне такие башни из глины??» Но посмотреть такое сооружение, которое существуют со времен начала отсчета лет, было интересно. И эта гора присутствует на гербе Каракалпакстана.

В Нукус, столицу Каракалпакстана, я заезжать не стал, следующий чекпоинт – город Муйнак.

Трудно поверить, но когда-то это был город порт. Здесь был рыболовецкий флот и консервный комбинат – один из крупнейших в СССР.

И здесь было море. Аральское. Оно считается озером, четвертым по величине в мире. Все это было до 80-х годов прошлого века.

В Арале водилось 35 видов рыб, каждый год добывалось до 40 тысяч тонн рыбы. В 1957–1958 годах на озере в нижнем течении Амударьи добывались шкурки ондатры – миллион штук ежегодно.

А потом от Амударьи стали рыть оросительные каналы для питания многочисленных хлопковых полей и приход в Аральское море воды оказался меньше расхода. Аральское море стало быстро мелеть. За следующие годы на месте когда-то огромного озера осталась только пустыня, в которой тлеют под палящим солнцем скелеты кораблей… Песок, колючки и пыль на многие сотни километров.

Ощущения… примерно такие же, как когда я, в Казахстане, стоял на краю воронки оставшейся от термоядерного взрыва. Разрушительная мощь человека поражает.

Это было последнее, седьмое озеро, которое я посещаю в своем путешествии. Мертвое море.

А вот город Муйнак приятно удивил. Ведь когда-то это был рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий город… Он должен был умереть вместе с Аральским морем. Но нет, процветает. Новые, идеально ровные дороги, современные школы, больницы, красивый амфитеатр… Узбекистан много денег вложил в поддержку этого переставшего приносить прибыль города. Достойная пенсия.

Но дальше, в сторону казахской границы, вложения Узбекистана закончились. Дорога становилась все хуже и последние 200 километров до границы превратились в аццкий ад. Там, где когда-то был асфальт, зияли огромные ямы с рваными краями, ехать проще было по обочине, но и обочина вся была как после бомбежки.

Я зевнул и залетел левой стороной в яму.

Переднее колесо разорвало, а на заднем вздулась немаленькая грыжа. Мне очень повезло, что спустило только одно колесо – запаска у меня была только одна. Я поставил ее на перед и поехал медленно и аккуратно, останавливаясь каждые пятнадцать минут и проверяя, не растет ли в размерах грыжа на заднем колесе.

Мне предстояло проехать по этому бездорожью еще 180 километров до казахской границы. А там.. что будет там я не знал, и купить колеса я мог только в России, т.к. ни узбекских, ни казахских денег, у меня уже не оставалось.

И до Оренбурга ехать еще 1400 верст.

Это был самый трудный момент моего путешествия. Справа от меня простиралась пустыня Кызыл-кум, а слева - знаменитая Кара-Кум. Эти 180 километров я ехал целый день.

Но фортуна опять мне улыбнулась. Грыжа больше не росла, а после границы, в Казахстане, начался вполне приличный асфальт и я опять воспрянул духом. И даже решил не менять маршрута и заехать в мой последний чекпоинт – село Чапаев.

Василий Иванович Чапаев – герой гражданской войны и сотен анекдотов советского времени. Я вырос на анекдотах о нем, но они никак не уменьшили мое уважение к этому идейному человеку, который воевал и погиб за наше с вами светлое будущее.

В селе есть памятник Чапаеву, довольно странного вида и сквер памяти, который оказался закрыт на ключ.

Я выехал на берег и прошел на мост через реку Урал. Там местные мужики ловили чехонь.

Я постоял, посмотрел и разговорился с одним пожилым казахом. Его вопросы, честно говоря, меня удивили.

- Ну как вы там, России? Пенсии маленькие? Денег нет? Есть нечего? На улицах хватают и посылают на фронт? Ненавидите Путина? - Начал сыпать он вопросами.

- С чего ты это все взял? – Недоуменно спросил я.

- Так по телевизору показывают! А у вас что, и телевизора нет?

- И это у вас показывают? – Я был немного шокирован.

Мы проговорили наверное с час. Я рассказал о себе, где работаю, как отдыхаю, где путешествовал, куда ездил, что видел. Он послушал меня, ухмыльнулся и сказал:

- А говоришь что денег нет, мало зарабатываешь!

- Я тебе такого не говорил. – Ответил я.

- Это тебе по твоему телевизору рассказали.

- А ну да, ну да. Мы украинское телевидение смотрим. Ну и русское тоже. А кому верить – непонятно.

В общем, интересный час разговоров получился. Я немного отдохнул и поехал дальше.

Пограничный переход Аксай тоже приятно удивил. Он работает круглосуточно и когда я на него заехал, оказался единственным кто проходил в этот час границу. Весь переход занял минут пятнадцать. Оглянуться не успел, как оказался в России.

Все. Мое путешествие кончилось. До дома оставалась жалкая тыща верст, я заехал в Оренбург, купил новые колеса и следующей ночью уже был в Перми.

 

И вот опять я включаю Gorillaz и медленно качусь по ночному Закамску. Я опять сделал это. Сел в машину и прокатился по четырем странам. За почти месяц пройдено 14000 километров, потрачено примерно 80 тыс. рублей.

 

Куда поеду в следующий раз? Пока не знаю, но точно знаю, что куда-нибудь поеду.

Ведь путешествие это одна из немногих вещей на которые можно тратить любые деньги и время.

 

 

<<< Часть 3 - Домой

 

 

 

Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."