Погуляв по Кызылу, я двинул к монгольской границе, думал перейти границу ночью, как я обычно делал, но только сейчас вспомнил, что этот погранпункт по ночам не работает. Пришлось ночевать возле шлагбаума и наверное к лучшему – к моменту открытия границы уже выстроилась довольно длинная очередь тувинцев едущих в Улангом за монгольским товаром.
Я тоже заехал в Улангом, мне нужно было поменять деньги на тугрики.
Доллары почему-то никто из местных брать не хотел. Лишь махали рукой и посылали в банк. Я нашел местный банк, но и там доллары брать отказались, объяснив мне что-то на монгольском, чего я конечно нифига не понял.
Я стоял возле банка, прикидывая, что же делать, как меня окликнул какой-то пожилой монгол в грязном стеганом халате. Он немного знал русский и стал очевидцем моих терзаний. Махнул мне рукой: мол, пойдем, поменяем твои доллары. Я с радостью припустил за ним. Он повел меня на местный базар, весьма колоритный, пыльный, воняющий какими-то специями с массой народа который, видимо, собирается здесь со всего городка потусоваться.
Где-то в центре базара он показал мне Тойоту, у которой на лобовом стекле лежала картонка с надписью: «Обмен валюты» Я горячо поблагодарил мужика и поменял у сидящего в машине паренька свои баксы на тугрики. Курс был ниже, чем когда я был здесь четыре года назад, но все равно выходило выгодно.
Все, все дела в Улагооме были сделаны и я поехал дальше, на озеро Хяргас-Нуур.
Еще когда я собирался в Монголию четыре года назад, я читал про это озеро, что в нем водятся динозавры. Ну, или не динозавры, но какие-то монстры, которые орут по ночам и оставляют на песчаных пляжах огромные следы…
В недавнее время сюда даже снаряжали две экспедиции с радарами и эхолотами… Никого не нашли, но и объяснить появляющиеся по ночам на песке следы тоже не смогли.
Я хотел переночевать на берегу этого озера и, чем черт не шутит, послушать и увидеть.
Но в прошлый раз я ехал по Монголии с востока, и заезжать на это озеро мне было немного не по пути. Сейчас же, я заехал в Монголию со стороны Саян и от Улангома до Улан-Батора идет новая дорога как раз мимо этого озера.
Мечты увидеть динозавров разбились в прах. С появлением новой дороги вдоль береговой линии озера сразу понастроили турбаз и кемпингов и никакой дикой природы здесь больше нет.
А орут по ночам только разве что пьяные монголы. Динозавры, если они и были в озере, ушли на дальний кордон, куда мне, на моей Весте, уже не добраться вообще никак.
Я катался вдоль озера почти целый день в поисках нормального подъезда к воде, но везде был песок и я очень рисковал в нем закопаться. Ставить палатку в степи, в километре от воды… Как-то так себе.
Чуть расстроившись, я снял в кемпинге на берегу озера уютный 4-х местный домик.
Сразу снарядил спиннинг и пошел ловить местных османов. Смеркалось. С первого же заброса я поймал османа килограмма на два весом. Подарил его наблюдающему за мной местному мужику.
Солнце упало за горы, порадовав красивейшим закатом. Больше я ничего не поймал, но ушел с берега с чувством выполненной программы-минимум.
Утренний клев я проспал, проснулся, когда солнце уже было высоко. Сходил на берег, поймал еще трех османов, которых тут же отправил обратно в озеро.
Возиться с приготовлением рыбы было лень, я гулял по берегу, купался и загорал. Озеро великолепно. Кристально чистая, прозрачная, немного соленая вода.
Да, это озеро пресным не назовешь, не сказать и что вода как в море, лишь немного солоновата, но для питья такая вода не годится.
Решил поторговаться с хозяевами кемпинга и если удастся получить скидку, остаться здесь еще на одну ночь. По-русски они не говорят, но при помощи переводчика на телефоне удалось договориться и снизить цену вдвое – домик в результате я получил за 1000 рублей в сутки.
Надо сказать, цены в Монголии неприятно удивили. В юртах-едальнях цены поднялись раза в три, а порции изрядно уменьшились, с того времени когда я здесь был три года назад. Тарелка жареной конины с рисом и омлетом, в местной забегаловке обошлась мне на наши в 450 рублей. И чай, который раньше ставили на стол бесплатно, теперь уже стоил ощутимых денег.
Виновата во всем новая дорога, по которой на озеро поехали отдыхать богатые тувинцы. Турбазы, кемпинги – урбанизация убивает местный колорит, который мне так понравился в прошлое путешествие.
Ночью я проснулся от того, что вдруг вспомнил, как я, когда планировал это путешествие, хотел провести ночь на берегу озера, как озеро при свете луны вдруг приоткроет мне завесу тайны динозавров которые в нем живут… Я быстро оделся, взял спиннинг, вышел из домика и ушел подальше, на самый нос песчаной косы на которой расположился кемпинг.
Стояла тихая звездная ночь. Я сидел на песке, прислушиваясь к шороху воды и вглядываясь в серебро лунной дорожки. Монголия. Ночь. Озеро Хяргас-Нуур… Вот так я все и представлял…
Когда зарозовел восход и начало светать, я поставил себе галочку в списке исполнившихся желаний и расчехлил спиннинг. И, надо же так, первым же забросом оборвал мою удачливую зеленую блесну, на которую я и поймал всех моих османов. Второй такой блесны у меня не было, я стал менять блесны, пробовать разные, но так больше и не увидел ни одной поклевки.
Все, на Хяргасс-Нуур я побывал, как и хотел. Можно двигаться дальше.
Теперь начиналась самая мутная часть моего путешествия. Дело было в том, что чтобы попасть на это озеро, я заехал в Монголию со стороны Саян, а выехать из Монголии мне нужно было в Ташанте, в российском Алтае, чтобы дальше уехать в Казахстан.
Тут и была самая тонкая часть плана моего маршрута. Между Улангомом и Ховдом нет нормальной дороги. Есть 250 километров степи с накатанными по ней грунтовками. Но это бы все ничего, но на этом пути карты показывали наличие двух бродов через какие-то речки. Если эти броды окажутся непроходимыми для моей Весты, то мне придется возвращаться в Саяны, в Казахстан я не попаду, и все мое путешествие рушится к чертям…
Я не знал что это за броды и надеялся что это будут просто мелкие ручьи… Я ехал в небольшом напряжении. Мне нужно было их преодолеть. Обязательно. Хоть лови в степи верблюда, запрягай и пусть тащит… но я обязан был выехать в Россию в Ташанте.
Броды оправдали мои надежды – мелкие речушки с каменистым дном, я их проехал без проблем.
Но монгольская грунтовка утомляет просто ужос. Пыль, камни и набитая колесами «гребенка» не позволяют хоть сколько то разогнаться. Эти 250 километров я ехал целый день и сильно устал. Когда появился асфальт вздохнул с большим облегчением.
Следующим пунктом моего путешествия стало озеро Толбо-Нуур.
Я приехал на него вечером, в моих планах было пожить на этом озере два-три дня, но планы порушила погода. Дул сильный ветер, пошел дождь и резко похолодало. Ночевать опять пришлось в машине.
Лишь утром немного распогодилось, и я пошел на рыбалку.
Я видел в интернете рассказы, как кто-то ловил на этом озере хариусов. Я натянул бродни, снарядил мелкую вращающуюся блесну и два часа бестолку хлестал озеро спиннингом. Ни одной поклевки я так и не увидел. Я что-то делал не так, но я был один, и спросить совета мне было не у кого.
Что ж… Это озеро запомнилось мне прекрасными видами и большим количеством разнообразных птиц – бакланы, лебеди, гуси, журавли, цапли… Озеро находится на высоте 2000метров над уровнем моря и служит местом отдыха для перелетных птиц. Красивое озеро, но так как находится рядом с дорогой, тоже уже начинает застраиваться. Диких мест остается все меньше.
Все, Монголия для меня кончилась, можно ехать дальше.
<<< Часть 1 - Домой - Часть 3 >>>
|