С Ковдозера мой путь лежал дальше на север, по трассе «Кола» в Мурманск.
Пока проезжаю по дороге мимо окрестных лесов и озер, посещаю несколько мемориалов посвященных павшим в Великой войне. Эти места буквально пропитаны войной. Здесь наши предки остановили фашистов. Врагам так и не удалось прорвать оборону и дальше они так за всю войну и не продвинулись. Тут везде, прямо у дороги, среди сосенок можно обнаружить братскую могилу или памятник воинам. А в одном месте, прямо на строительстве дороги ведутся раскопки, видимо, только что обнаруженных останков.
«…там где человек – главное богатство недр. Там, еще с войны, бойцы лежат по трое на один квадратный метр»
По пути в Мурманск посещаю Лапландию – всегда хотел посмотреть, как живет санта-клаус, но обнаруживаю там лишь одноименную жд-станцию, да пару воинских частей. Мурманск. Красивейший город ввиду своей расположенности в горах, на берегу океана. Виды, открывающиеся с высот на город и порт, просто шикарные.
Первым делом еду в порт, там мой следующий чекпоинт – атомный ледокол «Ленин». Впечатления от ледокола – сильнейшие. Памятник великим предкам, блин. Вот ведь, когда еще слова «телевизор» еще и не знали, они строили такой огромный и технологичный корабль с ядерным реактором силовой установки. Там нет пластика – тогда его и не изобрели еще, кругом латунь и натуральное дерево, рояль из карельской березы… И этот корабль все еще действующий!
Гуляю по городу, смотрю достопримечательности. А на следующий день еду дальше на север. Там, на берегу Северно-Ледовитого океана лежит мой следующий чекпоинт.
На краю земли.
Мыс Немецкий — мыс на полуострове Рыбачий в Печенгском районе Мурманской области. Самая северная континентальная точка Европейской части России.
Доехать туда можно. Даже автостопом – видел там бродяг с рюкзаками, которые ночевали в заброшенных зданиях. Этакие сталкерюги. А еще, как оказалось, это отличный полигон для мото-квадроциклистов и джипперский рай. Народу там катается много, места красивые, речки озера… вот только дороги – больше для джипов и военной техники. Крупный щебень, пыль, высокие подъемы и спуски, броды через речки и ручьи и просто огромные лужи. Собираясь в эту дорогу, я взял с собой минимум необходимых вспомогательных средств: цепи противоскольжения на колеса – преодолевать заиленные броды, бродни – разведывать глубину, ручную лебедку на 2,5 тонны и стальной трос. Я ехал подготовленным морально и был намерен достигнуть края земли. Я собирался преодолевать броды и лужи, но мне опять повезло (в казино начать играть что-ли?) – именно сейчас уже неделю стояла жара, и уровень воды здорово упал, а лужи высохли. Из серьезных препятствий остались только крупные камни, которые нельзя было пропускать между колесами из-за опасности смять поддон и остаться на краю земли без двигателя. Ехать приходилось очень аккуратно, постоянно контролировать дорогу и крутить рулем. Да, я был наивен, в сырое время я далеко бы там не уехал.
Я останавливался в яме оставшейся после высохшей лужи и смотрел по заиленным камням, каким раньше был уровень воды – в некоторых лужах вода была бы мне по зеркала заднего вида.
Джипари там летают как шальные, им там все в радость. Рядом в клубах пыли тормозит устрашающих размеров внедорожник, их него высовывается пыльная, бородатая рожа и орет: - Пермячок!! Ты как сюда попал!? Я, опуская стекло и разгоняя ладонью пыль: - Дык. Доехал. - А почему бампера целые?? - Да я аккуратненько.
Ехал я весь вечер и почти всю ночь. Надо сказать, что в это время тут день от ночи не особо отличается, так же светло. Если бы не облачность, было бы видно, как солнце летает по кругу, не опускаясь за горизонт. Приехал уже под утро. Это был край земли. Я сделал это. Я сидел на берегу Северно-Ледовитого океана и бросал в воду камешки. Как и мечтал целый год.
Немного покемарил в машине и поехал дальше, - появилась шальная мысль, раз уж так повезло, так может прокачусь по периметру полуострова и посмотрю еще больше? Но доехал до брошенного военными поселка Скорбеевка и уперся в одноименную речку. Форсировать ее мне не захотелось, я же уже прошел чекпоинт, и я повернул обратно.
Особенно трудным оказался участок – небольшой, но обрывистый перевал сразу на выезде с полуострова. По дороге «туда» я с него спустился - кое как сполз и еще подумал: «блин, как обратно то поеду?» и вот обратно я заехать то и не смог. Разбежаться перед подъемом не давали крупные камни на дороге, да и на самом подъеме, а преодолеть внатяг – двигатель не вытягивал крутизну подъема. Машина гребла колесами поднимая тучи пыли, подпрыгивала на камнях, крупный щебень летел во все стороны. Мотор глох, не добравшись до верха десятка метров, и я задом, подпрыгивая, скрежеща днищем по камням, скатывался обратно вниз. Лишь на пятый раз я, буквально чудом, вскарабкался на перевал. Как не снес на камнях поддон – не понимаю. Мне повезло. Надо начинать играть в казино. Подобных, но уже не таких крутых, подъемов там еще несколько, они преодолеваются на раз. А еще утомляет изрытая ямами грунтовка. Вытрясет всю душу блин.
Вся поездка на край земли заняла почти три дня. Я выехал с грунтовки на трассу, покатился по ровному асфальту. И только тут понял, насколько сильно я устал.
Возвращаюсь в Мурманск. Машинке подошло время делать первое ТО. Пока машина в сервисе иду на почту и отправляю домой самому себе посылку – свой антирадар из машины. Дальше он со мной не поедет, финские законы запрещают использование таких приблуд. Да, дальше я еду в Финляндию.
>>> Назад <<< >>> Дальше <<<
|