Сортавальские мраморные карьеры - интересное в своей необычной красоте место.
Там издревле добывали мрамор, этот камень шел на отделку и станций московского и питерского метро, Казанского и Исаакиевского соборов и вообще везде где требовалась дорогая красота и долговечность. В результате разработок образовались большие карьеры и шахты, которые наполнились водой, образовав удивительные озера в мраморных ложах. Мрамор там везде. Мраморной крошкой усыпаны дороги, мраморная брусчатка, мраморная отделка парка, мраморные даже раковины в бесплатном общественном туалете…
Не смотря на дождь и будний день, туристов в парке все равно было довольно много. Туда надо ехать на целый день, в хорошую погоду, брать лодку и кататься по мраморному каньону. Но мне помешал дождь. Я прогулялся под зонтиком по туристической тропе вокруг карьеров, посмотрел, впечатлился, и, проклиная погоду, уехал в Петрозаводск.
Надо отдельно сказать о погоде – тут она абсолютно непредсказуемая. Может меняться кардинально в течение нескольких минут. Только что было солнце и жара, как вдруг наползают тучи и наступает поздняя осень – холод, промозглый дождь, серость… которая так же, в несколько минут может кончиться и обернуться жарким солнечным летом. Поэтому прогнозировать погоду даже на следующий день довольно сложно.
Я сидел в машине, глядел на свинцовое небо проливающееся потоками холодной воды и думал: ехать завтра на Кижи или нет? Выбрал – ехать. И не прогадал, погода весь день была просто отличная лишь вечером опять сменилась осенью и ливнем.
Остров Кижи.
Остров Кижи – следующий мой чекпоинт. Туда, как и на Валаам, ходит регулярный транспорт – метеоры с порта Петрозаводска. Идут полные, свободных мест нет, поэтому лучше за день покупать билеты, или целиком тур с экскурсией. Остров Кижи – не самый большой из огромного числа островов и островков Онежского озера. Но, благодаря уцелевшим там экспонатам старинного зодчества, самый населенный. На нем постоянно проживают несколько сотен человек, ученых-реставраторов, рабочих и волонтеров. Все население работает на обслуживании туристов и поддержании и восстановлении музея под открытым небом. Там не прекращаясь уже много лет идет реставрация старинных зданий, и, похоже, будет продолжаться еще долго. В действующей церкви большая коллекция старинных (в отличие от Валаамского монастыря) икон.
После экскурсии я согласился еще и на поездку в конной бричке вокруг острова, во время которой женщина-возница и по совместительству гид, погоняя лошадку, рассказывала о деревнях и жителях острова. Кижи произвел сильное впечатление. Впечатлила даже не сама уникальная деревянная архитектура, а сколько атмосфера старинного быта, что ли… Как в сказку попал. Там люди – эти ученые-рабочие-волонтеры, живут так – в деревянных избах, ходят в национальных одеждах, ездят на бричках, работают с деревом, косят траву, ловят рыбу в красивейшем озере… Просто здорово.
А вообще в Петрозаводске есть на что посмотреть – красивая центральная набережная с множеством артобъектов, среди которых самый известный «памятник рыбакам» - две фигуры, сваренные из стальных прутьев обозначающие рыбаков, забрасывающих сеть. Неоднозначненько. Мне памятник Петру понравился гораздо больше. Еще поразило огромное количество спортивных тренажеров на набережной и людей, занимающихся спортом.
Посетил музей Карелии и музей Природы Карелии. Если первый понравился – старинное здание, множество экспонатов, то второй оставил лишь недоумение – два зала с помятыми чучелами – отдельный музей? Эти чучела вполне растворились бы в основном музее. Появляется ощущение, что таким образом из туриста выжимают лишние сто рублей. Такой бизнес на туристах тут развит, взять тот же шунгит, например. Это черный камень, которого полно в здешней земле. На Кижах на дороге валяется. Экскурсовод в музее проговорилась: «учеными не выявлено какое-либо влияние шунгита на организм человека» Но в Карелии на шунгите построена целая индустрия – шампуни, мыла, скрабы, кремы всякие, очистители для воды и прочее, прочее. Просто полированные кусочки шунгита продаются за бешенные деньги во всех ларьках обещая «зарядку космической энергией» и прочие оздоровления. Я повелся, купил себе пару кусочков.
Дальше из Петрозаводска мой путь лежит в Беломорск. Я хотел глянуть на шлюзы Беломорского канала, но так и не нашел как к ним проехать. Беломорск произвел на меня гнетущее впечатление. Возможно, так подействовала погода – было холодно, с неба летела сыра пыль, переходящая в дождь и ливень. Свинцовые облака падали на землю заволакивая все сыростью и туманом. А может это ауры душ тысяч сгинувших зеков, пробивавших в этих скалах путь из Белого моря в Ладогу… Старые, побитые плесенью, мокрые дома, спешащие куда-то люди, закутанные в дождевики…
Я уехал оттуда в мрачном настроении, мне впереди меня ждало Ковдозеро и я не мог себе представить, как я там буду в такую погоду. Но ехать надо и природа награждает меня за упорство. Километрах в ста севернее Беломорска ненастный фронт заканчивается, появляется чистое небо и начинается лето. Полярный круг я уже пересекаю в шортах и в отличном настроении.
Надо отметить трассу «Кола» которая ведет в Мурманск. Красивая дорога, местами пробитая в мраморных скалах или петляющая среди болот. Здесь Карелия во всей красе. Болота, сосновые подлески поросшие белым мхом и лишайниками, и озера… Про Карелию говорят «страна тысячи озер» но нет, их тут гораздо больше. Если точнее, озер тут более 60000. Вдоль трассы, где рабочие выбирали камень для строительства дороги, осталось множество скальных карьеров сейчас залитых чистейшей водой и выглядящих просто поразительно красиво. Трасса бурно строится, по всему пути множество светофоров и большое количество строительной техники.
Не доезжая Кандалакши, сворачиваю с трассы на проселок – следующая точка моего маршрута – село Ковдозеро, расположенное на берегу одноименного озера.
>>> Назад <<< >>> Дальше <<<
|